Warning: Parameter 1 to wp_default_scripts() expected to be a reference, value given in /home/marshall/domains/rus.marshaller.com.ua/public_html/wp-includes/plugin.php on line 601

Warning: Parameter 1 to wp_default_styles() expected to be a reference, value given in /home/marshall/domains/rus.marshaller.com.ua/public_html/wp-includes/plugin.php on line 601
Статья Зои Ярош: Упрощение условий ведения бизнеса: обзор главных изменений. | Адвокатська компанія "Маршаллєр і партнери"

Статья Зои Ярош: Упрощение условий ведения бизнеса: обзор главных изменений.

business

12 февраля 2015 Верховная Рада Украины приняла Закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно упрощения условий ведения бизнеса (дерегуляция) (на основе правительственного законопроекта от 22.12. 2014 года № 1580).

Целью Закона является дерегуляция хозяйственной деятельности, что по предварительным оценкам даст возможность Украине повысить позицию в рейтинге Doing Business. Также, Законом приводится законодательство в отдельных сферах в соответствие с законодательством ЕС, а именно: 1) в агропромышленном комплексе (стимулирование рационального использования сельскохозяйственных земель и упрощение арендных отношений), 2) при осуществлении хоздеятельности по производству и обороту органической с/х продукции, 3) при проведении разведочных работ и работ с объектами трубопроводного транспорта, строительство нефтяных и газовых скважин и другое.

Если же анализировать Закон в части внесения изменений в законодательные акты, то их можно разделить на блоки.

Трудовые отношения

В Кодекс законов о труде вносятся изменения, согласно которым вводятся дополнительные условия для увольнения чиновников, а именно, обязанность расторгнуть трудовой договор с должностным лицом в случае повторного нарушения ими требований законодательства в сфере лицензирования, по вопросам выдачи документов разрешительного характера или в сфере предоставления административных услуг, ответственность за которые предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях. В их числе: статьями 166-10 (Нарушение требований законодательства по вопросам выдачи документов разрешительного характера), 166-12 (нарушение установленных законом сроков для уведомления о принятии решения о выдаче, отказе в выдаче лицензии или ее копии, об оставлении заявления о выдаче лицензии или ее копии без рассмотрения, нарушение установленных законом сроков для оформления лицензии или ее копии, выдачи дубликата лицензии, выдачи переоформленной лицензии; требование не предусмотренных законодательством документов для получения такой лицензии или ее копии, нарушение установленных законом сроков составления актов проверок по соблюдению требований законодательства по вопросам лицензирования; Выдача органом лицензирования лицензии при отсутствии решения органа лицензирования о ее выдаче.

Безусловно, появление такой нормы является положительным фактором, так как злоупотребления чиновников в данной сфере, даже в случае их повторности, не всегда влекли за собой увольнение, порождая таким образом безнаказанность. В то же время, согласно изменениям, при определении «повторности» необходимо будет учитывать срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Жилищно-хозяйственный комплекс

В Жилищный кодекс Украины вносятся изменения, согласно которых упраздняется необходимость получения разрешений для ввода объекта в эксплуатацию при проведении работ по переоборудованию и перепланировке жилого дома и жилого помещения, которые не предусматривают вмешательства в несущие конструкции и / или инженерные системы общего пользования.

Такие изменения, безусловно, порадуют собственников и нанимателей жилых помещений, устранив одну из наиболее коррупционных составляющих проведения таких перепланировок.

Арендные отношения

В сфере аренды земли вносятся изменения в Земельный кодекс Украины. Так, земли, предоставленные гражданам для ведения личного крестьянского хозяйства   можно не использовать для выращивания сельхозпродукции или ведения фермерского хозяйства, а также сдачи в аренду. Раньше использование такой земли в других целях, чем самостоятельное ведение товарного сельхозпроизводства могло расцениваться как нарушение целевого использования земель.

Кроме того, установлен   минимальный срок аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения — теперь он составляет 7 лет, максимальный так и остался — 50 лет. Такие изменения позволят инвесторам прибегать к более долгосрочному планированию своих инвестиций и их окупаемости, соблюдать севооборот, а также реже прибегать к необходимости государственной регистрации таких договоров. Что касается севооборота, – отменены нормативы оптимального соотношения культур в севообороте, что позволит хозяйствам самостоятельно планировать посевы.

Также, значительно сокращен перечень существенных условий договора аренды земли. Отсутствие хотя бы одного из таких условий грозило отказом в государственной регистрации или же признанием уже действующего договора недействительным в судебном порядке, что часто использовалось недобросовестными конкурентами и арендодателями. Перечень таких условий сокращен с 11 до 3: об объекте аренды, сроке и арендной плате, и параллельно исключен перечень документов, которые являются неотъемлемой частью договора аренды.

Такие изменения были особенно ожидаемы агробизнесом, что значительно упростит ведение бизнеса и снимет дополнительные преграды при регистрации права аренды.

Хозяйственные отношения

Изменениями в Хозяйственный кодекс Украины расширяется перечень должностных лиц Хозяйственного общества, которыми теперь признаются помимо председателя и членов наблюдательного совета, исполнительного органа, ревизионной комиссии, ревизора общества, еще и председатель и члены другого органа общества, наделенные полномочиями по управлению обществом, если образование такого органа предусмотрено учредительными документами общества.

Такие изменения расширяют возможности урегулирования состава органов хозяйственного общества и их полномочий Уставом общества и другими локальными актами, с гарантированной возможностью привлечения их к ответственности, если причинен материальный ущерб обществу, а также других нарушениях.

Аналогичные изменения вносятся также и в Закон «О хозяйственных обществах».

IТ-бизнес

Важные изменения прописаны также и в УПК в части защиты IТ-бизнеса. Так, временный доступ к электронным информационным системам или их частям, мобильным терминалам систем связи должен будет осуществляется путем снятия копии информации, содержащейся на таких носителях, без их изъятия. Возможность изъятия в таких случаях все же сохраняется, но только для изучения физических свойств, имеющих значение для уголовного производства, и в случае, если они прямо указаны в постановлении суда. Бизнес прекрасно помнит знаменитые «налеты» правоохранителей, при которых изымались сервера и носители информации, фактически блокирующие работу предприятий и данные изменения направлены на избежание подобных злоупотреблений.

Градостроительная деятельность

В сфере регулирования градостроительной деятельности предусматривается децентрализация функций государства, в части возможность создания органов госархстройконтроля в составе органов местного самоуправления и райгосадминистраций, с передачей на местный уровень полномочий по выдаче разрешительных документов, осуществление госархстройконтроля и принятия в эксплуатацию объектов.

При этом, обеспечение контроля гарантируется созданием системы госнадзора за принятыми решениями и возможностью их обжалования, установлением исчерпывающего перечня оснований для возврата деклараций о начале выполнения подготовительных и строительных работ; исчерпывающим перечнем документов, которые подаются для получения разрешения на выполнение строительных работ.

Для застройщиков предусмотрено сокращение срока выдачи технических условий с 15 – 30 до 10 рабочих дней; обеспечение механизмов уплаты средств долевого участия до принятия в эксплуатацию объектов; право заказчика строительства на применение в соответствии с законодательством автономных систем инженерного обеспечения.

Государственная регистрация предпринимательской деятельности

В части регистрации предпринимательской деятельности внесены ряд важных изменений в Закон Украины “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей”.

Законом четко определены требования к государственным регистраторам, предусмотрено внедрение альтернативной возможности подачи документов через должностных лиц органов местного самоуправления, администраторов центров предоставления административных услуг, а также других лиц в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Также урегулированы вопросы информационного взаимодействия между Единым государственным реестром и информационными системами органов государственной власти, обмен документами в электронной форме, что предусматривает его четкую регламентацию и полноту, в том числе в части предоставления информации о лицензиях, выпуске акаций, незавершенных исполнительных производствах и пр. Срок государственной регистрации юридического лица четко устанавливается и определяется днем поступления документов для проведения государственной регистрации юридического лица.

ВЫВОДЫ: Безусловно, сам факт принятия этого закона можно оценить как положительный. При этом, следует отметить, что законодатели данным законом упрощают не только общие процедуры регистрации бизнеса, разрешительных (административных) процедур, но и затрагивают конкретные сектора бизнеса и одни из самых коррупционноемких и болевых точек его регулирования. Нельзя надеяться, что на следующий день после вступления этого закона в силу, наступит всеобщее процветание бизнеса и все проблемы будут решены. Особенно с учетом того, что закон содержит много отсылочных норм, в развитие которых должны будут приниматься законодательные акты и постановление Кабинета Министров, устанавливающие четкие процедуры исполнения этого Закона. Надеемся на скорое их принятие и на то, что механизмы, основу которым положено данным законом, заработают.

 

 

Зоя Ярош,

Управляющий партнер АК «Маршалер и партнеры»,
Член правления ААУ