ВОПРОС:
Налоговая Херсонской области проводит проверку филиала в Херсонской области (главное предприятие на территории Крыма) в связи с его ликвидацией, по этому поводу возник вопрос о предоставлении филиалом налоговой отчетности: налоговиков не устраивает, что филиал был на фиксированном сельхозналоге, ссылаясь на закон «Про створення вільної економічної зони «Крим» №1636 від 12.08.2014. Налоговики заявляют, что главное предприятие не перерегистрировалось на территории Украины, следовательно, филиал должен был перерегистрироваться, как самостоятельное предприятие, и находиться на общей системе налогообложения. А после снятия с регистрации в связи с ликвидацией, сдать декларацию по прибыли. Я не нашла в данном Законе соответствующей статьи о необходимости перерегистрации филиала. Правомерен ли запрос налоговой? Что можно ответить налоговой в качестве контраргументов?
ОТВЕТ:
Как усматривается из исходных данных, указанных в вопросе, юридическое лицо (головное предприятие) значится по налоговому адресу (местонахождению) на территории СЭЗ «Крым» и не осуществило перерегистрацию на территории Украины после принятия Закона «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины».
В соответствии с п.п. 3 п. 12.3 ст. 12 указанного Закона, с 1 июня 2014 года считается аннулированной налоговая регистрация лиц, которые по состоянию на 31 мая 2014 года имели местонахождение и стояли на учете в контролирующих органах на территории АРК или г. Севастополь.
Такая налоговая регистрация, согласно ст.15 Закона, может быть возобновлена после эвакуации лица на материковую часть Украины в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти по вопросам налогообложения (на сегодняшний день Миндоходов), или после завершения срока временной оккупации.
В соответствии с п. 5.1 ст. 5 указанного Закона на территории СЭЗ «Крым» не взимаются общегосударственные налоги и сборы, определенные статьей 9 НК Украины, и сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, предусмотренный Законом «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование». Согласно п. 5.3 ст. 5 Закона юридическое лицо, у которого налоговый адрес (местонахождение) на территории СЭЗ «Крым», приравнивается с целью налогообложения к нерезиденту.
Согласно п. 14.1.122 статьи 14 Налогового кодекса Украины нерезиденты – это:
- иностранные компании, организации, созданные в соответствии с законодательством других государств, их зарегистрированные (аккредитованные или легализованные) в соответствии с законодательством Украины филиалы, представительства и другие обособленные подразделения с местонахождением на территории Украины;
- дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства других государств и международных организаций в Украине;
- физические лица, не являющиеся резидентами Украины;
То есть, со вступлением в силу вышеупомянутых норм Закона «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины», головное предприятия, с налоговым адресом (местонахождением) на территории СЭЗ “Крым” приравнивается в целях налогообложения к нерезиденту, а его филиал, с местонахождением на территории Украины, приравнивается в целях налогообложения к представительству нерезидента. В понимании п. 14.1.193. ст. 14 Налогового кодекса Украины: постоянное представительство – постоянное место деятельности, через которое полностью или частично проводится хозяйственная деятельность нерезидента в Украине, в частности: место управления; филиал; офис; фабрика; мастерская; установка или сооружение для разведки природных ресурсов; шахта, нефтяная / газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов; склад или помещение, которое используется для доставки товаров, сервер.
В соответствии с пунктом 133.2 статьи 133 Налогового кодекса постоянные представительства нерезидентов, которые получают доходы с источником происхождения из Украины или выполняют агентские (представительские) и другие функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, являются плательщиками налога на прибыль.
Доход (прибыль) нерезидента, осуществляющего свою деятельность на территории Украины через постоянное представительство, с источником происхождения из Украины является объектом налогообложения налогом на прибыль (п. 160.8 ст. 160 Кодекса).
В соответствии с п. 160.8 ст. 160 раздела III Кодекса суммы доходов нерезидентов, осуществляющих свою деятельность на территории Украины через постоянное представительство, облагаются в общем порядке. При этом такое постоянное представительство приравнивается в целях налогообложения к плательщику налога на прибыль, который осуществляет свою деятельность независимо от такого нерезидента.
Исходя из вышеуказанного, филиал, с даты вступления в силу Закона Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины», не является плательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога, поэтому требования налоговой инспекции правомерны. Для оптимизации предпринимательской деятельности и избрания соответствующей системы налогообложения следовало привести свою деятельность, в том числе путем внесения изменений в регистрационные данные (например, создание отдельного юридического лица) в соответствии с требованиями Закона.
Зоя Ярош,
Член правления Ассоциации адвокатов Украины
Управляющий парнер АК «Маршаллер и партнеры»