Заявление Премьер-министра Украины Арсения Яценюка об отставке уже передано в Верховную Раду. Данное событие вызвало широкий общественный резонанс.
Первым делом возник вопрос: имел ли право Яценюк подать в отставку? Ответ утвердительный – да! Ведь такое право предоставлено Премьер-министру действующим законодательством. В частности, согласно ч.1 ст. 15 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины», Премьер-министр Украины имеет право заявить Верховной Раде Украины о своей отставке, что и было сделано.
В свою очередь,Верховная Рада должна рассмотреть вопрос об отставке Премьер-министра Украины не позднее чем на 10-й день после поступления заявления об отставке (ч.2 ст. 15 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины»). Эту обязанность (полномочия) ВР должна выполнить согласно ст. 85 Конституции Украины, в которой говорится, что ВР имеет полномочия относительно назначения по представлению Президента Украины Премьер-министра Украины, а также решение вопроса об отставке Премьер-министра Украины.
До принятия Верховной Радой Украины решения об отставке Премьер-министра Украины последнийдолжен исполнять свои полномочия до назначения нового Премьер-министра Украины.
Но в наших реалиях мы видим, что обязанности Премьер-министра Украины уже исполняет Владимир Гройсман, который в этом Кабмине занимает должность Вице-премьер министра.
В случае принятия Верховной Радой Украины решения об отставке Премьер-министра Украины это имеет следствием отставку всего состава Кабмина.
Как назначить нового Премьер-министра?
Согласно Конституции Украины, коалиция депутатских фракций в Верховной Раде вносит предложения Президенту Украины относительно кандидатуры Премьер-министра Украины, а также вносит предложения относительно кандидатур в состав Кабмина (статья 83).
В свою очередь, Президент вносит по предложению коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины представление о назначении Верховной Радой Украины Премьер-министра Украины в срок не позднее чем на 15-й день после получения такого предложения (статья 106).
Аналогичная процедура назначения на должность Премьер-министра Украины предусмотрена Законом Украины «О Кабинете Министров Украины».
Анализируя указанные нормы законодательства, приходим к выводу, что назначение нового Премьер-министра Украины – это лишь вопрос времени. Александр Полынько
Однако, не все так просто. Ведь 24 июля в Верховной Раде фракции «Удара» и «Свободы» объявили о своем выходе из коалиции большинства депутатских фракций, мотивируя это тем, что в таком случае у Президента Украины будут все основания для назначения внеочередных выборов народных депутатов Украины.
Так как же быть с Премьер-министром? На сегодня в ВР отсутствует коалиция, которая могла определиться с кандидатурой нового Премьер-министра Украины, и предлагать Президенту внести на рассмотрение ВР такую кандидатуру, то есть, соблюсти определенный законодательством порядок назначения.
Таким образом, анализируя нормы действующего законодательства и ситуацию, сложившуюся в высших эшелонах власти, можно предположить, что Кабинет Министров Украины в том же составе, который есть на сегодня, продолжит свою работу и в дальнейшем: в статусе действующего Кабинета Министров Украины, или же в статусе Кабинета Министров Украины в отставке, до избрания нового Премьер-министра Украины.
Когда будет избран новый Премьер-министра Украины и при каких обстоятельствах – станет известно в ближайшее время.
В случае назначения внеочередных парламентских выборов – сегодняшний Кабмин, скорее всего, продолжит свою работу до их окончания и формирования нового состава Верховной Рады и коалиции депутатских фракций.
Также предложение по кандидатуре нового Премьер-министра Украины может быть подано Президенту Украины новосозданной коалицией депутатских фракций. Однако, это очень маловероятно.
Еще один возможный вариант – это непринятие Верховной Радой отставки Яценюка, и как следствие – теперешний Кабинет Министров продолжит свою работу без приставки «в отставке».
Александр Полынько,
руководитель департамента
АК «Маршаллер и партнеры»